Результаты проведенного психологического исследования в параллели 5-х классов

Результаты проведенного психологического исследования в параллели 5-х классов

 

Цель: оптимизация эффективности учебной и воспитательной деятельности учащихся и педагогов, предотвращение дезадаптации учащихся 5-х классов, сохранение преемственности в их обучении и воспитании, профилактика конфликтных ситуаций во взаимоотношениях учитель- ученик- родитель.
Предложения по созданию благоприятных условий обучения и воспитания в этой параллели.

Объект психологического анализа: учащиеся 5 - х классов.
Всего в исследовании приняли участие 41 ученик.

Диагностические методики:
1.Анкетирование.

2.Уровень школьной мотивации Н.Г.Лускановой

По результатам оценки школьной мотивации

В 5А классе – у 20 % максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования, у 30% хорошая школьная мотивация. Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. И у 45% отмечается положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами, а у 5%  -негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

 В 5Б классе у 15% максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования, у 35% хорошая школьная мотивация. Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. И у 45% отмечается положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами, а у 5%  -негативное отношение к школе, школьная дезадаптация

В результате исследования уровня и характера тревожности, связанной со школой, в 5А классе повышенная общая тревожность наблюдается у 45 % учащихся. По отдельным факторам наибольшее беспокойство вызывают:
Страх самовыражения. Высокие показатели тревожности по данному фактору наблюдаются у 15 %учащихся.
Страх ситуации проверки знаний- у 15 %учащихся.
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих- у 20 % учащихся.

В 5Б классе повышенная общая тревожность наблюдается у 25%учащихся. По отдельным факторам:
Страх ситуации проверки знаний у 20 % учащихся.
Страх самовыражения у 15 %учащихся.
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – у 15 % учащихся.
Работа по преодолению тревожности должна осуществляться на нескольких взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:

  1. Обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;
  2. Расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т. п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию "запаса прочности";
  3. Перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации.

Рекомендации педагогу:

  • Проводить работу, направленную на гуманизацию педагогического процесса.
  • Развивать эмпатическое понимание, как основу диалога со всеми учащимися; создавать благоприятный психологический микроклимат в классе.
  • Ориентироваться на организацию успеха ученика в учебной деятельности, путем опоры на его положительные качества.
  • Формировать взаимоотношения со сверстниками, путем привития навыков жизни и деятельности в коллективе.
  • Реализовывать задачи дифференцированного подхода к учащимся.
  • Проверить обучаемость ребенка (задания с дозированной помощью педагога) с целью выявления сформированности элементов учебной деятельности, произвольной регуляции, опираясь на которые спланировать виды помощи дезадаптированным учащимся.

Рекомендации родителям:

  • Создавать благоприятный психологический микроклимат в семье.
  • Устранять эмоционально – психологические перегрузки.
  • Создавать сферы деятельности, позволяющие компенсировать не всегда достаточно высокие успехи в обучении за счет успехов во внеурочной деятельности (кружки, секции и т. п.)
  • Преодолевать инфантилизм воспитания в семье: гиперопека или гипоопека, неблагоприятные факторы, разрушающие положительную мотивацию учебной деятельности.