Результаты проведенного психологического исследования в параллели 5-х классов
Цель: оптимизация эффективности учебной и воспитательной деятельности учащихся и педагогов, предотвращение дезадаптации учащихся 5-х классов, сохранение преемственности в их обучении и воспитании, профилактика конфликтных ситуаций во взаимоотношениях учитель- ученик- родитель.
Предложения по созданию благоприятных условий обучения и воспитания в этой параллели.
Объект психологического анализа: учащиеся 5 - х классов.
Всего в исследовании приняли участие 41 ученик.
Диагностические методики:
1.Анкетирование.
2.Уровень школьной мотивации Н.Г.Лускановой
По результатам оценки школьной мотивации
В 5А классе – у 20 % максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования, у 30% хорошая школьная мотивация. Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. И у 45% отмечается положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами, а у 5% -негативное отношение к школе, школьная дезадаптация
В 5Б классе у 15% максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования, у 35% хорошая школьная мотивация. Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. И у 45% отмечается положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами, а у 5% -негативное отношение к школе, школьная дезадаптация
В результате исследования уровня и характера тревожности, связанной со школой, в 5А классе повышенная общая тревожность наблюдается у 45 % учащихся. По отдельным факторам наибольшее беспокойство вызывают:
Страх самовыражения. Высокие показатели тревожности по данному фактору наблюдаются у 15 %учащихся.
Страх ситуации проверки знаний- у 15 %учащихся.
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих- у 20 % учащихся.
В 5Б классе повышенная общая тревожность наблюдается у 25%учащихся. По отдельным факторам:
Страх ситуации проверки знаний у 20 % учащихся.
Страх самовыражения у 15 %учащихся.
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – у 15 % учащихся.
Работа по преодолению тревожности должна осуществляться на нескольких взаимосвязанных и взаимовлияющих уровнях:
- Обучение школьников приемам и методам овладения своим волнением, повышенной тревожностью;
- Расширение функциональных и операциональных возможностей школьника, формирование у него необходимых навыков, умений, знаний и т. п., ведущих к повышению результативности деятельности, созданию "запаса прочности";
- Перестройка особенностей личности школьника, прежде всего его самооценки и мотивации.
Рекомендации педагогу:
- Проводить работу, направленную на гуманизацию педагогического процесса.
- Развивать эмпатическое понимание, как основу диалога со всеми учащимися; создавать благоприятный психологический микроклимат в классе.
- Ориентироваться на организацию успеха ученика в учебной деятельности, путем опоры на его положительные качества.
- Формировать взаимоотношения со сверстниками, путем привития навыков жизни и деятельности в коллективе.
- Реализовывать задачи дифференцированного подхода к учащимся.
- Проверить обучаемость ребенка (задания с дозированной помощью педагога) с целью выявления сформированности элементов учебной деятельности, произвольной регуляции, опираясь на которые спланировать виды помощи дезадаптированным учащимся.
Рекомендации родителям:
- Создавать благоприятный психологический микроклимат в семье.
- Устранять эмоционально – психологические перегрузки.
- Создавать сферы деятельности, позволяющие компенсировать не всегда достаточно высокие успехи в обучении за счет успехов во внеурочной деятельности (кружки, секции и т. п.)
- Преодолевать инфантилизм воспитания в семье: гиперопека или гипоопека, неблагоприятные факторы, разрушающие положительную мотивацию учебной деятельности.